Вступай в реестр

социальных

предприятий

Перейти

Как волгоградским технопредпринимателям найти своего инвестора?

27.09.2021 10:24

Центр «Мой бизнес» запускает серию интервью о технологическом предпринимательстве, в рамках которой эксперты будут делиться с предпринимателями большой страны секретами работы с инвесторами. Какие проекты чаще всего отбирают и каким критериям нужно соответствовать, чтобы получить финансовую поддержку, каким должен быть подход инвесторов к процессу отбора проектов? Ответить на эти вопросы попытался руководитель и основатель сообщества «Бизнес-ангелы России» Юрий Матросов

В первую очередь Юрий Матросов разъяснил, чем различаются понятия технологический «предприниматель» и «стартапер». Технопредприниматель - изобретатель с навыками бизнесмена, не повторяющий за кем-то, а способный делать что-то своё. Технлогическими могут быть предпринимателями в различных областях: изначально появляется идея, которая, обрастая командой и минимальными вложениями, превращается в стартап. После первых продаж идея становится бизнесом. Ежегодно в России появляются новые тренды. Сегодня максимально востребованы среди технических предпринимателей сферы в области искусственного интеллекта, нейросетей, квантовые технологии, электроавтомобили, биотех (продление жизни – печать органов и тканей, протезирование), медицинские технологии, альтернативная энергетика, робототехника.

– С какими проблемами чаще всего сталкиваются технологические предприниматели?

– Основные проблемы технологического предпринимательства – это качество проектов и источники финансирования. В развитых странах, где создана инфраструктура по инвестиционной политике, всё это проще работает, все понимают, что производится и кто будет финансировать. В России это только формируется, и в связи с неразвитой финансовой грамотностью возникает много мошенников, которые усугубляют развитие данного направления. Например, изобретатель может прийти к инвестору, а тот украдёт его идею.

– Что должен уметь и знать технологический предприниматель?

– Не на всех стадиях развития нужно привлекать деньги. И первое, что ему нужно знать, – что любое финансирование проекта начинается с того момента, когда появилась команда и прототип. Второй момент – проект должен нести полезность. Прежде чем привлекать финансирование, нужно понять, есть ли у вас три ключевые составляющиекоманда, прототип и уникальность прототипа. После того, как проект вышел на поиск инвестора, нужно подготовить предложение для инвестора. Большинство авторов проектов не имеют чёткого понимания, что они готовы предложить инвестору, нет понимания доли, которую они готовы отдать, что инвестор может заработать, нет понимания, как будут возвращаться денежные средства, куда идти. А для инвестора важна перспектива в длительном промежутке времени.

– Где лучше черпать знания техпредпринимателям?

– Нужно вводить больше обучающих программ, которые позволят учить молодых бизнесменов основам не только инжиниринга, но и финансовой грамотности. Для каждого предпринимателя подходит свой инструмент. В IT наиболее популярны вебинары, различные курсы. Желательно, чтобы это было офлайн, при наличии компьютера, чтобы сразу протестировать идею. Для достижения результата образование должно носить точечный характер. Но оно всегда должно быть актуальным. 

– Нужна ли дополнительная государственная поддержка такой группы бизнесменов?

– Задача государства – создать условия для выявления грамотных технологических предпринимателей и точечно предоставлять им гранты. Зачастую такие люди сами не ищут господдержки. Они не разбираются в оформлении документов. Не хватает информирования. В первую очередь с проектами бизнес идёт к инвестору. И у нас должны быть свежие данные о существующих мерах поддержки и программах. Если более точечно отбирать проекты и давать им гранты, то у нас технологическое развитие повысится. Чтобы токсичность ушла – нужно упростить систему получения денег и усложнить фильтрацию проектов. Чем больше экспертность, тем выше качество проектов и вместе с тем меньше их общее количество. Зато такие проекты могут дать нам технологический рывок. 

– Зачем создаются ассоциации бизнес-ангелов и чем они выгодны бизнесменам?

– Те ассоциации, которые у нас существуют, – это попытка приобщиться к мировому сообществу бизнес-ангелов. Не всегда удачная попытка, потому что большинство ассоциаций бизнес-ангелов превращаются в обычные инвестиционные фонды. Это сбор пула инвесторов и автоматическое управление без их участия. Ассоциаций бизнес-ангелов в стране очень мало, и при этом реальных бизнес-ангелов в этих ассоциациях по одному-два. 

– Где искать бизнес-ангелов технологическим предпринимателям и чем они отличаются от инвесторов?

– Бизнес-ангелы – это структура, которая находится на вершине айсберга. Они приходят в проекты определённого рода, это своеобразные «сомелье» бизнес-идей. Бизнес-ангел – это не просто частный инвестор, который захотел что-то профинансировать, потому что у него свободные деньги появились, это человек, который профинансировал много проектов, знает толк в них и готов работать в долгую (от 5 до 10 лет). И проекты должны носить созидательный характер. Частные инвесторы – это действующие предприниматели, сформировавшие собственный капитал, который они готовы где-то размещать. Они заходят в фондовые рынки, валютные рынки, криптовалюту – и начинают там зарабатывать. Часть таких предпринимателей попадает к банковскому брокеру, и там с ними работают в доверительном управлении. Вторая фаза роста частного инвестора – выход из фондового и валютного рынка и переход на финансирование бизнеса. Бизнес можно прогнозировать – есть статистика, учёт, продукт, который продаёт. Третья фаза роста – переход в синдикативные инвестиции, когда инвесторы объединяются и общим голосованием принимают решение. Четвёртая фаза роста – бизнес-ангелы. Люди, которые сколотили огромный капитал, разбираются во всех сегментах бизнеса и готовы работать на перспективу.

– Где предпринимателю искать инвестора?

– У нас на www.angelist.ru представлен каталог проектов, в котором инвесторы размещают свои предложения. Инвестор может сам лично инициировать диалог и провести беседу. Никаких публичных данных: понравился проект – решили общаться. Всё бесплатно. Это единственный в России ресурс, который, минуя фазу созвона, помогает выяснить, подходит проект инвестору или нет. Все проекты, которые носят технологический характер, очень сложные – инвестор должен понимать эту сферу. 

*ФОТО - https://мойбизнес.рф.